Скоро в школу.
Правильная осанка – это важно.
По медицинской статистике лишь около 10% выпускников школы полностью здоровы, а многие к моменту окончания школы приобретают хронические заболевания.
Одной из серьезных проблем школьного здоровья является неправильная осанка. Обязательно научите ребенка правильно сидеть и контролируйте позу во время выполнения домашнего задания. Также помочь сохранить правильную осанку и остроту зрения поможет правильная организация рабочего места. Рабочий стол должен быть хорошо освещен, стул должен быть эргономичным и удобным, а рабочая поверхность стола наклонной. Кроме того, постарайтесь вместе с ребенком выполнять несложные упражнения каждые 15-20 минут (для младших школьников):
- расслабление. Спина выпрямлена, опирается о спинку стула, руки свисают вдоль тела. Следует тихонько шевелить руками и пальцами;
- поднять руки медленно и плавно вверх через стороны, затем расслабить их и «бросить» вниз. Выполнить такое упражнение 5-6 раз:
- согнуть обе руки в локтевом и плечевом суставах, положить пальцы себе на плечи. Совершать ритмичные вращательные движения одновременно обеими руками, сначала в одну, затем в другую сторону. Выполнить 10-15 вращений в обе стороны.
- Сгибать и разгибать руки в локтевых суставах. Выполняется спокойно и медленно 10-12 раз;
- вращение, сгибание и разгибание лучезапястных суставов;
- энергичное разжимание и сжимание кистей рук, локти при этом находятся на столе;
- «поприветствовать» каждый пальчик: для этого постучать подушечками друг о дружку пальчики на обеих ручках;
- закончить такую гимнастику следует снова расслаблением.
Режим дня сохраняет силы и энергию.
Режим дня – это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение и одно из условий успешного обучения в школе.
Правильно организованный распорядок дня:
— обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года;
— предохраняет нервную систему от переутомления;
— повышает общую сопротивляемость организма;
— создает благоприятные условия для физического и психического развития.
В режиме дня определяют шесть основных компонентов: сон, пребывание на свежем воздухе, учеба, отдых, прием пищи, личная гигиена.
Наиболее благоприятное время для подъема – 7.00-7.30ч. утра (дети с ослабленным здоровьем, или если учатся во II-ю смену, могут поспать подольше).
Желательно, чтобы ребенок шел пешком, не торопясь –утренняя прогулка подготавливает организм к предстоящей учебной деятельности.
Самостоятельные учебные занятия и приготовление уроков должны быть строго регламентированы.
Приготовление домашних заданий следует начинать всегда в определенные часы, это поможет выполнять их быстрее и лучше.
Самоподготовку учащимся рекомендуется начинать с задания средней сложности, затем переходить к более сложному материалу, а завершить работу выполнением самых легких заданий. Такой распорядок способствует постепенному вхождению в работу, сложные задания будут выполняться в пик продуктивности, а легкие – во время спада работоспособности. Вначале рекомендуется выполнять письменные задания, а затем устные. Чтобы напряженная работа была более эффективной надо через каждые 20-40 минут делать короткие перерывы (не дожидаясь усталости), с выполнением физических упражнений и снятием зрительного напряжения. Это способствует быстрому восстановлению работоспособности и предупреждает развитие утомления.
Просмотр телевизора при всей его занимательности и пользе для общего развития и кругозора ребенка, дает значительную нагрузку на центральную нервную систему, органы зрения и слуха; ребенок становится менее усидчивым и терпеливым. Поэтому максимальная продолжительность пребывания у телевизора – не более 1-2 часов, с периодическим отдыхом для глаз. При нормальном зрении расстояние между экраном и зрителем (в удобной позе) должно быть от 2 до3 метров, в слегка освещенной комнате; телевизор должен быть исправен и хорошо настроен.
Очень важно, чтобы в распорядке дня у ребенка нашлось время для его любимых занятий и игр. Ведь эмоциональные впечатления – важная составляющая жизни человека.
Прогулки на свежем воздухе очень важны, они снимают утомление, возбуждение нервной системы, способствуют лучшей работоспособности и умственной деятельности во время приготовления уроков и лучшему засыпанию вечером. Особенно полезны прогулки после ужина, перед сном. Общая дневная продолжительность прогулок – не менее 3 часов.
Правильное питание и сон очень важны для растущего организма.
Очень важный раздел режима – питание как условие нормального роста и развития организма, функционирования всех его органов и систем. Старайтесь придерживаться рекомендаций диетологов: готовьте на завтрак богатую углеводами пищу, чтобы ребенок мог набраться сил на весь день (в идеале кашу); в школе ребенок обязательно должен питаться в школьной столовой, если же ребенок наотрез отказывается, то дайте ему с собой орехи, фрукты, сухофрукты, кисломолочные продукты; на ужин может быть приготовлены рыба, мясо с овощами, блюда из творога.
Потребление сладкого и мучного необходимо ограничивать.
Особое значение для нормальной жизнедеятельности имеет сон .
Сокращение длительности сна приводит к снижению сопротивляемости организма, отклонениям в психике, ухудшению работоспособности. Для того, чтобы обеспечить глубокий полноценный сон, не рекомендуются перед сном шумные игры, просмотр впечатляющих телепередач, эмоциональное возбуждение, усиленная умственная работа. Ужин должен быть легким, исключающим возбуждающие нервную систему напитки и не позднее, чем за 1,5 – 2 часа до сна очень полезна прогулка перед сном и проветренная комната, постель не должна быть слишком мягкой, а подушка – большой. Средняя продолжительность сна младшего школьника должна составлять 10,5 – 11 часов. Дневной непродолжительный сон также полезен.
Надо понять главное: без соблюдения основных режимных моментов таких как: разумное чередование умственного и физического труда с отдыхом, рационального питания и полноценного сна – невозможно учение без ущерба здоровью и развитию ребенка. Упорядочение чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школьной жизни.
Самое главное – добиться того, чтобы выполнение режима стало для ребенка естественным фоном, условием его жизни, а не жизни строго по часам.
Профилактика нарушений зрения у школьников
Особого внимания специалистов заслуживает значительно возросшее за последние десятилетия число лиц, страдающих нарушениями зрения: около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах — близорукий. Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.
Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4 — 5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5 — 7 часов в день (30 — 42 часа в неделю), у школьников среднего и старшего возраста — 8 — 10 часов в день (48 — 60 часов в неделю). Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.
Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
Развитие близорукости (миопии) связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко. К сожалению, начиная от младших классов к старшим, возрастает как число страдающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания. Первые признаки близорукости также нередко отмечаются после некоторых инфекционных болезней (корь, скарлатина, дифтерия, тяжелые острые респираторные вирусные инфекции, грипп). Часто встречается близорукость у детей с хроническими заболеваниями (ревматизм, заболевания почек, туберкулез).
В школьном возрасте нужны систематические занятия физическими упражнениями, направленными не только на развитие физических качеств и обеспечение двигательных действий, но и на развитие культуры движений, профилактику заболеваний. Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение деятельности всех органов и систем, стимулируют обменные процессы в организме, что положительно воздействует на зрение.
В последние годы появился дополнительный фактор, способствующий развитию зрительных нарушений – введение в программу школьного обучения информатики, а также широкое использование персональных компьютеров в быту. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» — игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25 — 30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.
Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:
1.Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.
2.Правильно питаться
В рационе близоруких детей должны быть:
морковь — богатый источник бета-каротина;
черника — свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Целебные свойства черники объясняются наличием биофлавоноидов, способствующих питанию сетчатки глаза;
красный сладкий перец и шпинат — источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается, поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;
кукуруза, апельсины, манго и персики – богаты зеаксантином, который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает помутнение хрусталика;
рыба — содержит много таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;
шиповник — признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки.
цитрусовые — витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний.
3. Улучшать кровоснабжения глаз.
Главной причиной нарушения зрения у детей и подростков является рост зрительных нагрузок и как следствие — утомление глаз. При этом происходит замедление кровотока в органе зрения. В такой ситуации необходимо воздействовать на питание глаз как за счет улучшения общего кровотока (прогулки, физические упражнения), так и кровоснабжения глазного яблока и циркуляции внутриглазной жидкости. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.
Таким образом, только совместные усилия врачей, родителей, учителей по привитию ребенку навыков здорового, активного образа жизни смогут снизить процент детей со сниженным зрением. Народная мудрость, проверенная веками, гласит: «Береги платье снову, а здоровье — смолоду». Так и профилактика любых отклонений здоровья наиболее эффективна на начальном этапе заболевания или до его выявления. Не пренебрегайте простыми житейскими советами, берегите зрение!