Нужна ли сменная обувь в школе.

Основное требование – сменная обувь должна быть всегда с собой!

Осенью, зимой и весной! Зачем? Во-первых, для того, чтобы было чисто, чтобы грязь с улицы не тащить в помещения. Во-вторых, находиться целый день в тяжелых сапогах, ботинках или кроссовках очень тяжело и неприятно.

Так что сменная обувь определенно нужна! Только необходимо  знать,  что в то время как одна пара благотворно влияет на состояние здоровья ребенка, другая наоборот ему может навредить.

Стопа имеет уникальное строение. Она несет на себе рессорную функцию. Если со стопой все в порядке, то она снижает силу ударов и толчков во время прыжков, бега, ходьбы. Неправильно подобранная обувь может стать причиной возникновения плоскостопия у детей. При этом стопа свою рессорную функцию выполнять перестает. И начинается цепная реакция. Меняется походка. Нарушается кровообращение в ногах. Ухудшается осанка, вплоть до сколиоза. Деформируется позвоночник. Травмируются межпозвонковые суставы. Возможны даже микротравмы мозга от постоянных жестких толчков при ходьбе. При этом ребенок может чувствовать боль в ступнях, спине, головную боль, повышенную утомляемость.

Плоскостопие поддается лечению если вовремя за него взяться. Но все знают, что болезнь легче предупредить, чем вылечить. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору сменной обуви для школы. Ведь в ней ребенок проводит огромное количество времени.

Как  выбрать правильную обувь? Не следует  рассматривать в качестве сменной обуви:

— чешки и кеды. У них слишком мягкая подошва, которая совершенно не амортизирует удар пятки об пол;

— тапки, сланцы, сабо и любую обувь без задника. Она имеет обыкновение слетать в самый неподходящий момент. Например, при быстром движении по лестнице в толпе спешащих в разные стороны детей. Это может привести к падению и травмам.

— яркие спортивные кроссовки. Они подходят только для уроков физкультуры и не имеют ничего общего с деловым стилем одежды, принятым в школах.

— босоножки и слишком открытые сандалии. В них нога не защищена, подвержена внешним воздействиям. Могут и пальцы отдавить.

Для предупреждения негативного влияния нерациональной обуви на стопу необходимо четко соблюдать следующие гигиенические требования:

  • обувь должна соответствовать форме и размеру стопы. При этом в носочной части должен быть припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и под влиянием нагрузок во время ходьбы. Если в обуви не будет припуска, то при удлинении стопы пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации;
  • обувь не должна быть зауженной в носочной части, поскольку приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потертости, мозоли;
  • подошва в обуви должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах стопы, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка. Слишком мягкая подошва (например, в чешках) также недопустима, так как не предотвращает влияние ударов при ходьбе по полу, жесткому грунту и асфальту на суставы и позвоночник;
  • подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушается сцепление пальцев с опорной поверхностью и нарушается толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению;
  • важным элементом профилактической сменной обуви является каблук. Наличие каблука и его высота влияют на распределение нагрузки на различные отделы стопы, ее положение, в том числе и на высоту свода. При отсутствии каблука нагрузка на свод увеличивается. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел стопы. Однако каблук не должен быть высоким, поскольку в таком случае нагрузка на передний отдел стопы будет чрезмерной, что приведет к снижению поперечного свода стопы и формированию поперечного плоскостопия;
  • детская обувь должна иметь фиксированный задник, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Деформация же пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии и плоскостопие (плоско-вальгусные стопы). Наличие фиксированного задника в профилактической сменной обуви для школьников может быть частичной;
  • обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому положению стопы и создает угрозу травматизации пальцев стопы. Прочная фиксация голеностопного сустава стопы, испытывающего особо высокие нагрузки и являющегося основным суставом, регулирующим устойчивость вертикальной позы, должна обеспечиваться соответствующими обувными креплениями. Их отсутствие повышает нагрузку на мышцы и связки стопы, что приводит к ослаблению мышц и снижению свода стопы;
  • конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства. Повышение температуры способствует расслаблению мышц и, как следствие этого, снижению свода стопы и ее деформации в виде плоскостопия;
  • использование ортопедических стелек рекомендуется только при выраженных деформациях стопы с учетом особенностей ее профиля. Стельки должны быть строго индивидуальными и соответствовать рельефу подошвенной части стопы ребенка.

Кроме всего вышеперечисленная сменная обувь должна быть удобной, легкой и красивой. Она должна нравиться ребенку и подходить по стилю к установленной в школе  форме.

Заведующий отделением гигиены детей и подростков                     Чураковская Т.С.

от cge

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *