Дети – наше будущее
Специалисты Волковысского зонального ЦГЭ в ГУО «Волковысский детский дом» провели семинар с работниками учреждения «Внимание и забота – главное в воспитании детей».
Жизнь — сложная штука, где хитро перемешаны добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь. Задача педагогов вовремя заметить проблемы возникшие у воспитанников и помочь разграничить данные понятия и выбрать правильную дорогу в жизни. На особом контроле должны находиться случаи насилия над детьми.
Информацию о случаях насилия надо получать, опираясь на такой метод, как наблюдение, возможно, даже интуицию. Очень часто в силу ряда причин (чувства собственного достоинства жертвы, страха, робости, зависимости от агрессора, кровного родства с ним и др.) возникают трудности при получении информации, подтверждающей наличие ситуации насилия (даже если факт насилия уже не является тайной), и расследование становится проблематичным.
Признаки, по которым можно определить насилие над детьми
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:
• внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);
• повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.
Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка:
• боязнь физического контакта со взрослыми;
• стремление скрыть причину травмы;
• плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
• раздражительное поведение;
• негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
• суицидальные попытки.
Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:
• повреждение областей половых органов;
• заболевания, передающиеся половым путем;
• беременность.
Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и повреждения ребенка:
• ночные кошмары, страхи;
• несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
• стремление полностью закрыть свое тело;
• депрессия, низкая самооценка;
• отчужденность.
К психической форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
• замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
• ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
• однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:
• нервный тик, энурез;
• проблемы с едой;
• постоянно печальный вид;
• различные соматические заболевания.
Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:
• беспокойство, тревожность, нарушения сна;
• длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• агрессивность;
• склонность к уединению, неумение общаться;
• излишняя уступчивость или осторожность;
• плохая успеваемость.
Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:
• утомленный, сонный вид;
• санитарно-гигиеническая запущенность;
• отставание в физическом развитии;
• частая вялотекущая заболеваемость;
• задержка речевого и моторного развития;
• постоянный голод;
• кража пищи;
• низкая самооценка, низкая успеваемость;
• агрессивность и импульсивность;
• антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
Поэтому главные задачи работников учреждения образования:
— способствовать созданию условий для воспитания личностной зрелости воспитанников, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде;
— предотвратить факты жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними;
— формировать нетерпимое отношение к различным проявлениям насилия в отношении детей.
Врач по медицинской профилактике отделения общественного здоровья и социально-гигиенического мониторинга Волковысского зонального ЦГЭ Т.В.Ильинова