ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА — ОДИН ИЗ
ОСНОВНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
В условиях нарастания блокового противостояния некоторые государства и альянсы цинично используют проходящие в других странах выборы как средство вмешательства во внутренние дела этих суверенных государств с использованием широкого спектра инструментов «цветных революций».
США и государства Европы в качестве механизма прессинга своих идеологических и геополитических соперников традиционно активно используют, в том числе, формат международного наблюдения за выборами. При этом текущая методология БДИПЧ по наблюдению за выборами до сих пор не утверждена государствами-участниками ОБСЕ, что позволяет Западу «гибко» ее применять, главным образом, в отношении постсоветских государств. Сама схема подбора персонала в руководство и штабы наблюдательных миссий, методология разработки пособий для наблюдателей, формата отчетных документов и алгоритмы подведения итогов наблюдения свидетельствуют о прямом влиянии их разработчиков и руководства наблюдательных миссий на характер оценок состоявшихся выборов.
Отчеты БДИПЧ ОБСЕ и ПАСЕ об итогах ранее состоявшихся в Республике Беларусь выборов традиционно носили крайне субъективный и политизированный характер.
Объектом критики со стороны западных наблюдателей регулярно выступала процедура досрочного голосования избирателей в Республике Беларусь. И это при том, что подобная практика активно применяется во многих странах т.н. «устоявшейся демократии».
Справочно:
Например, досрочное голосование в Швеции начинается за 18 дней до выборов. В США досрочно можно голосовать во многих штатах за 50 дней. Досрочное голосование предусмотрено также в Японии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Норвегии, Таиланде.
Кроме того, во многих европейских странах осуществляется голосование по почте: в Австрии, Швейцарии — за 35 дней; Франции, Норвегии — за месяц до основного дня голосования.
В 2020 году наше общество прошло, пожалуй, самую жесткую проверку на прочность. Во время проведения президентских выборов внешние и внутренние оппоненты белорусского государства попытались реализовать силовой сценарий захвата власти в нашей стране, используя широкий спектр политических технологий протеста.
Беспристрастно проанализировав события последних лет в Беларуси, мы сознаем, к каким крайне негативным последствиям нашу страну могли привести лживые призывы предателей своего Отечества, действующих по указке извне и за счет зарубежных грантов. «Гибридный» блицкриг против Беларуси провалился. Мы вместе самоотверженно отстояли независимость страны. Отстояли, потому что на нашей стороне была Правда, стремление жить и трудиться на своей земле и по своим законам.
В новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь планируется впервые закрепить понятие «электоральный суверенитет».
Избирательная кампания-2024
Избирательная кампания — знаковая веха в развитии любой страны, испытание и проверка на прочность ее политической системы.
Главным критерием готовности государства к проведению честных и открытых выборов является качество и полнота правового регулирования избирательных процедур и процессов.
Внесенные в Избирательный кодекс Республики Беларусь (далее — Кодекс) изменения — часть масштабной работы по модернизации политической системы страны, проводимой в соответствии с изменениями Основного Закона белорусского государства, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.
Основные новации избирательного законодательства:
- изменены требования к кандидатам в Президенты (одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более двух сроков) ;
- Кодекс дополнен отдельным разделом в связи с приданием конституционно-правового статуса ВНС, который определяет порядок избрания представителей от местных Советов депутатов и гражданского общества во Всебелорусское народное собрание;
- предусмотрен единый день голосования на выборах депутатов всех уровней (в последнее воскресенье февраля на пятый год окончания полномочий представительных органов). Конституционный Суд Республики Беларусь признал целесообразным введение единого дня голосования, поскольку такая мера способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней.
Помимо этого, одновременное проведение выборов в представительные органы власти позволит общественно-политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу;
Справочно:
Единый день голосования введен в США, Канаде, Мексике, России, ряде государств Южной Америки, Африки, Европы.
- оптимизирован порядок избрания членов Совета Республики. Выборы в верхнюю палату Парламента будут организованы депутатами местных Советов нового созыва, избранными в единый день голосования;
- предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. Особенности участия в выборах и референдуме указанной категории лиц будут регламентироваться на уровне актов ЦИК (также как в отношении лиц, осужденных к аресту или находящихся в ЛТП) ;
- регламентированы процедуры признания выборов Президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей неконституционными или нелегитимными;
- изменен порядок формирования Центральной избирательной комиссии (избрание ее Председателя и членов на ВНС), уточнены отдельные полномочия ЦИК;
- оптимизирована система избирательных комиссий и порядок образования избирательных округов в связи с проведение выборов депутатов в единый день голосования;
- предусмотрено снятие требования о минимальной явке избирателей на выборах депутатов Палаты представителей в целях унификации подходов в проведении парламентских и местных выборов в единый день голосования;
- закреплено ограничение на выдвижение кандидатами в Президенты, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики граждан, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;
- предусмотрено право всех зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей направлять своих представителей в окружные избирательные комиссии в качестве членов этих комиссий с правом совещательного голоса в целях повышения прозрачности работы избирательных комиссий (ранее данное право предоставлялось только политическим партиям, выдвинувшим своих кандидатов);
- предоставлено право лицам, выдвигаемым кандидатами в депутаты, создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов, связанных со сбором подписей избирателей (ранее эта возможность предоставлялась кандидатам в Президенты) ;
Справочно:
Размеры фондов увеличены (например, для кандидатов в депутаты Палаты представителей с 1000 до 2000 базовых величин).
- изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов: не менее 1% избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей избирателей;
- уточнен статус наблюдателей, которыми могут являться представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также граждан, обладающих избирательным правом (институт наблюдателей не будет применяться на выборах членов Совета Республики и делегатов ВНС).
Справочно:
Нововведением является изменение сроков аккредитации наблюдателей, что позволит обеспечить слаженную работу комиссий по организации и проведению непосредственно голосования избирателей: наблюдатели аккредитуются при соответствующих комиссиях не позднее дня, предшествующего дню начала досрочного голосования, а при проведении отзыва депутата — не позднее дня, предшествующего дню голосования об отзыве депутата.
- предусмотрены определенные изменения порядка голосования.
Справочно:
Изменено время досрочного голосования, которое будет проходить с 12 до 19 часов без перерыва, так как наибольшая активность избирателей в рабочие дни наблюдается во время обеденного перерыва и после окончания рабочего времени.
Для организации голосования по месту нахождения избирателей предусмотрена возможность изготовления пяти переносных ящиков вместо трех, что позволит обеспечить права на участие в выборах избирателей, желающих голосовать по месту нахождения, в том числе на случай ухудшения эпидемиологической обстановки.
Ряд новаций направлен на обеспечение электорального суверенитета в Беларуси:
- предусмотрено, что не будут образовываться участки для голосования за рубежом, что связано с имеющимся отрицательным опытом проведения избирательных кампаний, в том числе по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки;
- введен запрет выдвижения на выборные должности лиц, у которых имеется гражданство иностранного государства либо документ, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью;
- установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня. Нарушение данной нормы повлечет применение мер административной ответственности к правонарушителям;
- предусмотрено опубликование в печатных СМИ сообщения об образовании территориальных и участковых комиссий без указания персональных данных их членов, учитывая поступавшие в ходе электоральных кампаний угрозы в адрес членов избирательных комиссий (сообщения должны содержать количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии (адрес и номер телефона)).
Актуальным является вопрос обеспечения информационного сопровождения предстоящих электоральных кампаний. В этих целях при ЦИК образован постоянно действующий Научно-экспертный совет, который оказывает содействие ЦИК в анализе правоприменительной практики, выработке предложений по совершенствованию избирательного законодательства, мониторингу и применению опыта проведения выборов за рубежом.
Популяризации избирательного процесса, а также повышению политической культуры среди подрастающего поколения будет способствовать и созданный Молодежный совет при ЦИК.
С учетом норм Кодекса произведена корректировка системы регистрации и учета правонарушений в Беларуси (24 октября 2023 г. Глава государства подписал Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений»).
Законом закреплено право субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов ВНС, запрашивать сведения о правонарушениях при реализации норм законодательства о выборах (срок их предоставления — в течение трех дней со дня поступления запроса).
В период подготовки и проведения единого дня голосования будет обеспечено эффективное сочетание правовых, информационных, предупредительно-профилактических мер по недопущению беспорядков и иных противозаконных действий со стороны организованных групп и отдельных лиц.
В этом плане значительная роль отведена органам внутренних дел (далее — ОВД), основные усилия которых сконцентрированы на организации правопорядка и обеспечении общественной безопасности, а также выявлении и пресечении возможных правонарушений, оперативном реагировании на любые происшествия.
Справочно:
За 10 месяцев т. г. в сравнении с аналогичным периодом 2022 года в стране уменьшилось количество несанкционированных массовых мероприятий на 23,4%, а число участников протестных акций — на 77,7%.
На сегодняшний день ОВД располагают достаточным ресурсом сил и средств для надлежащего реагирования на возможные вызовы и угрозы.
В нашей стране политическая система выстроена таким образом, чтобы ни внутренние, ни внешние факторы не смогли помешать дальнейшему поступательному развитию белорусского государства и общества.
В 2024 году избирательная кампания в Республике Беларусь будет проходить с учетом новых стратегических направлений развития нашей страны, которые наш народ определил на конституционном уровне.
Белорусы вступают в электоральный период на фоне начавшихся масштабных процессов общественно-политического развития. На законодательном уровне существенно усовершенствован механизм обеспечения консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов.
РОЛЬ И ПОЛНОМОЧИЯ ДЕПУТАТОВ
МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ
Через систему местных Советов депутатов реализуются принципы местного самоуправления. Местное самоуправление — форма самоорганизации населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц.
Местные жители через депутатов (своих представителей) имеют возможность инициировать, обсуждать и решать вопросы местного значения, взаимодействовать с органами местного управления.
К таким вопросам относятся наведение порядка на земле (благоустройство территорий от покоса травы до ремонта дорог, работа с пустующими домами, удаление аварийных деревьев), оказание помощи нуждающимся в ней людям, тепло-, энерго- и водоснабжение, выдача различных справок, документов и другие.
Основным звеном системы местного самоуправления являются местные Советы депутатов (далее — Советы) — представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного.
К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому — городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному — областные и Минский городской Советы. Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня.
Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий, а также путем реализации депутатами Совета своих полномочий, в том числе посредством создания и деятельности депутатских групп и других депутатских объединений.
Советы избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на пять лет. Депутатом Совета может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет.
В феврале 2018 г. избрано 18 110 депутатов в 1309 Советах всех уровней.
Депутат Совета осуществляет свои полномочия без отрыва от трудовой (служебной) деятельности, кроме председателя Совета. Председатель Совета осуществляет свои полномочия на профессиональной основе, он является государственным служащим. У каждого председателя Совета есть один специалист — помощник, который также получает заработную плату.
Особенность деятельности Советов первичного звена заключается в том, что председатели одновременно по должности являются и представителями исполнительной власти. Суть их деятельности заключается в оказании содействия людям в разрешении их бытовых и обоснованных проблем.
Пристальное внимание уделяется обновлению облика и созданию современной комфортной среды проживания в сельских населенных пунктах. Депутатами первичного уровня проводится целенаправленная работа по благоустройству территорий, гражданских кладбищ, приведению в надлежащий порядок мемориальных комплексов, воинских захоронений, памятных знаков.
Сельскими Советами во взаимодействии со службами землеустройства ведется работа по соблюдению земельного законодательства, целевому и рациональному использованию земель, вовлечению в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель в сельских населенных пунктах.
На контроле у депутатов первичного уровня находятся вопросы оказания сельхозорганизациями помощи жителям в обработке приусадебных участков, уборке зерновых.
На системной основе проводится работа по решению вопросов обеспечения пожарной безопасности населения, в том числе рейды по вопросам противопожарного состояния домовладений, по результатам обследования принимаются меры по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности.
Суть деятельности районных (базовых) Советов депутатов заключается прежде всего в поддержке локальных инициатив по созданию точек роста для устойчивого развития территории конкретного района, мобилизации населения на решение общих вопросов местного значения, а значит, привлечении общественности к активному и конструктивному участию в государственном управлении.
Базовые Советы депутатов представляют интересы населения соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами. Утверждают инвестиционные программы, программы социально-экономического развития, местный бюджет и отчет о его исполнении, прогнозы социально- экономического развития, региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ, которые финансируются за счет средств местных бюджетов по вопросам жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан, социальной поддержки детей, молодежи, семей, воспитывающих детей, ветеранов, инвалидов, пожилых людей, а также иных категорий граждан, поддержки малого и среднего предпринимательства, здравоохранения, образования, развития физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда, охраны историко-культурного наследия и по другим вопросам местного значения.
Кроме того, определяют порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью, распоряжаются природными ресурсами, устанавливают местные налоги и сборы, льготы по налогам, сборам (пошлинам), содействуют развитию промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств, участвуют в осуществлении мероприятий по сохранению и возрождению историкокультурных ценностей, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Утверждают в должности председателя исполкома.
Список полномочий депутата областного Совета весьма широк: это и право законодательной инициативы, и право принятия решений, действующих на территории области, защита прав и законных интересов своих избирателей. Иными словами — выполняют функции, аналогичные базовым Советам, но на более высоком — областном уровне,
Советы областного уровня утверждают инвестиционные программы, программы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, местный бюджет и заслушивают отчет о его исполнении, в процессе исполнения бюджета корректируют его, утверждают, анализируют ход реализации региональных комплексов мероприятий, которые обеспечивают реализацию Государственных программ, определяют порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью, устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы, в том числе и льготы по налогам. Принятие данных решений направлено на улучшение качества жизни населения.
Советы областного уровня обеспечивают сбалансированность бюджетов административно-территориальных единиц, регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории, оказывают государственную поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям индивидуально в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов и пеней, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, выделения бюджетных средств из местных бюджетов, освобождения от перечисления в бюджет доходов, полученных от передачи в пользование имущества, находящегося в коммунальной собственности, определяют меры социальной поддержки детей, молодежи, семей, воспитывающих детей (в том числе оказание помощи к учебному году), ветеранов, инвалидов, пожилых людей, а также иных категорий граждан, определяемых законодательными актами, меры по оказанию помощи в подготовке лагерей к летнему оздоровительному периоду.
Областной Совет оказывает информационно-методическую помощь депутатам районных и сельских Советов, проводя выездные встречи, мастер-классы, диалоговые площадки по решению вопросов развития местных территорий, проводит семинары по повышению профессионального уровня.
РОЛЬ И ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРЛАМЕНТА
СЕДЬМОГО СОЗЫВА
Парламент — Национальное собрание является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.
Деятельность Национального собрания основывается на принципах демократичности, гласности, верховенства права и законности, равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов, свободного обсуждения и принятия решений, участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни.
Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Национального собрания — 5 лет.
Состав Палаты представителей — ПО депутатов. Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, постоянно проживающий в Республике Беларусь.
Совет Республики является палатой территориального представительства и состоит из 64 членов. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет. и проживший на территории соответствующей области, города Минска, не менее пяти лет.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента.
Парламентарии участвуют в работе Всебелорусского народного собрания в качестве делегатов.
Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе.
Депутаты Палаты представителей ответственны перед избирателями и им подотчетны. Они проводят собрания избирателей округа, населения административно-территориальной единицы, встречи с коллективами работников, информируют избирателей и население, коллективы работников о своей работе в Палате представителей во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Депутаты принимают меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, населения соответствующей административно-территориальной единицы: рассматривают поступившие от них обращения, способствуют надлежащему решению содержащихся в них вопросов, ведут личный прием граждан; изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в государственные органы, органы территориального общественного самоуправления и общественные объединения.
Важнейшим направлением деятельности депутата Палаты представителей является участие в законотворческом процессе. Палата представителей по предложению субъектов права законодательной инициативы рассматривает проекты иных законов. Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов.
Всего Парламентом седьмого созыва принято более 320 законов.
В парламентской практике глубоко укоренилась традиция народного законотворчества. Наиболее сложные и значимые законопроекты обсуждались в регионах страны с привлечением широкого круга специалистов, практиков, представителей реального сектора экономики, бизнес-сообщества, местных органов власти, науки. Регулярно проводились конференции, круглые столы, семинары- совещания, выездные заседания комиссий.
Такая масштабная работа, в частности, организована по Избирательному кодексу (г.Лида), Гражданскому кодексу (гХомель), Кодексу о земле (гБелыничи), Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (г.Полоцк), законопроекту по вопросам предпринимательской деятельности (г.Минск).
Принятые законы направлены на регулирование отношений в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.
Особую значимость для развития общественно-политической системы страны имеет абсолютно новый Закон «О Всебелорусском народном собрании».
В целях реализации обновленных конституционных положений о статусе органов государственной власти внесены изменения в Кодекс о судоустройстве и статусе судей, законы «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О прокуратуре Республики Беларусь», «О конституционном судопроизводстве», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иные. Также в соответствии с обновленной Конституцией приведены нормы Избирательного кодекса, Закона «О нормативных правовых актах».
К настоящему времени работа по приведению законов в соответствие с обновленной Конституцией Республики Беларусь практически завершена.
Важнейшими правовыми документами, направленными на активизацию конструктивного участия граждан в общественно — политической жизни, стали Закон «Об основах гражданского общества», а также законы об изменении законов «Об общественных объединениях» и «О политических партиях».
В рамках построения сбалансированной и целостной системы государственной службы принят новый Закон «О государственной службе». Также усовершенствованы правовые основы осуществления адвокатской и нотариальной деятельности, проведения медиации и функционирования третейских судов, сферы архивного дела и делопроизводства.
Изменения коснулись и законодательства о работе с населением. Нововведения в Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» обновили процессы рассмотрения обращений посредством создания единой республиканской автоматизированной системы учета и обработки обращений.
Данная мера призвана обеспечить прозрачность истории взаимодействия гражданина с органами государственной власти.
Корректировка трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, о пенсионном обеспечении и государственном социальном страховании, по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы ориентирована на повышение уровня социальной защищенности и улучшения качества жизни граждан. Одновременно новым Законом «Об объединениях нанимателей» определен правовой статус объединений нанимателей как одного из ключевых участников трехзвенной системы социального партнерства Беларуси.
Принятая новая редакция Кодекса об образовании призвана стать правовым инструментом в повышении качества белорусского образования и укрепления его престижа на международном уровне. В целях оказания поддержки инициативам молодежи и проектам молодежных общественных организаций внесены изменения в Закон «Об основах государственной молодежной политики».
Большое внимание уделено правовому регулированию охраны здоровья населения, повышению доступности и качества оказания медицинской помощи, реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов. В этих целях принят новый Закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции, а также внесены изменения в законы «О здравоохранении», «Об оказании психологической помощи», «О донорстве крови и ее компонентов», «О трансплантации органов и тканей человека».
Актуализировано законодательство о научной, научно-технической и инновационной деятельности, о физической культуре, спорте и туризме, в сфере культуры и охраны историко-культурного наследия.
Внесены комплексные изменения в Гражданский кодекс, обусловленные закреплением новых институтов гражданского права, унификацией законодательства Республики Беларусь с гражданским законодательством государств — членов Евразийского экономического союза, совершенствованием норм Кодекса с учетом практики его применения.
Для обеспечения устойчивости финансовой системы, поддержки реального сектора экономики и развития хозяйственной (экономической) деятельности парламентариями приняты новые законы «О платежных системах и платежных услугах», «О лицензировании», «Об урегулировании неплатежеспособности», «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии».
Изменения в законы «О государственном регулировании торговли и общественного питания», «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь», «О рекламе», «О промышленной безопасности», «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», «Об обращении с отходам», «О племенном деле в животноводстве», «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» устранили ряд барьеров и повысили эффективность деятельности в соответствующих отраслях.
В рамках совершенствования инвестиционного законодательства внесены поправки в законы «О хозяйственных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О государственно-частном партнерстве», «О свободных экономических зонах», «Об ипотеке».
Комплексная корректировка Банковского кодекса, законов по вопросам гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов), а также валютного регулирования и валютного контроля обеспечила повышение уровня правовой защиты потребителей банковских услуг и снижение финансовой нагрузки на кредитополучателей.
Внесенными поправками в Налоговый кодекс упрощен порядок исчисления и уплаты налогов, улучшено налоговое администрирование, комплексно переработаны положения о декларировании, реализованы системные изменения в отношении подходов к налогообложению самозанятых лиц.
С учетом правоприменительной практики усовершенствовано законодательство об охране окружающей среды: внесены изменения в Кодекс о недрах, Лесной кодекс, законы «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О растительном мире», «О безопасности генно-инженерной деятельности», «О животном мире» и «О гидрометеорологической деятельности».
На разрешение накопившихся проблем в сфере земельных отношений направлено принятие новой редакции Кодекса о земле, в том числе урегулированы вопросы, связанные с самовольно занятыми земельными участками и самовольным строительством, закреплена возможность предоставления гражданам земельных участков для строительства жилых домов в сельских населенных пунктах до 1 гектара. С 8 до 5 лет сокращен срок, в течение которого граждане, получившие земельные участки как состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ограничены в праве распоряжения такими участками и расположенными на них объектами недвижимости.
Принятие Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности позволит усовершенствовать и упростить требования к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизировать вмешательство государственных органов в строительную деятельность.
Значительное место в законотворческой деятельности занимали вопросы правоохранительной деятельности, обеспечения национальной безопасности и противодействия санкционному давлению.
Принят Закон «О народном ополчении», который является первым законодательным актом в этой сфере. Документом создаются правовые основы для добровольного участия граждан в обеспечении военного положения, введенного в административно-территориальных (территориальных) единицах республики, а также дополнительные условия для оказания содействия территориальным органам внутренних дел при исполнении ими полномочий и защиты имущества всех форм собственности от преступных и иных посягательств.
Приняты новые Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Внесены изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы.
Пересмотру подвергнуто законодательство об оперативно-розыскной деятельности, о деятельности ряда правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, по вопросам профилактики правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них, о массовых мероприятиях и средствах массовой информации.
Сохранению исторической памяти, предупреждению и борьбе с экстремизмом и нацизмом способствуют положения нового Закона «О недопущении реабилитации нацизма», изменения в Закон «О противодействии экстремизму». Впервые принятый Закон «О геноциде белорусского народа» содержит юридическое признание совершенного геноцида в отношении белорусского народа со стороны нацистских преступников и их пособников в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Продолжена работа по законодательному обеспечению международного сотрудничества и защите национальных интересов Республики Беларусь на международной арене.
ПРОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2024 ГОДА
В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В Гродненской области осуществлен ряд организационных мероприятий по подготовке к проведению единого дня голосования в 2024 году.
В Гродненской области образовано 13 округов по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва. Средняя численность избирателей на округ составляет 56 640 человек.
15 августа 2023 г. решением сессии Гродненского областного Совета депутатов установлено 60 избирательных округов, подлежащих образованию, и средняя численность избирателей на избирательный округ — 12 272 человек, по выборам депутатов Гродненского областного Совета депутатов 29-го созыва. Аналогичные решения, об установлении избирательных округов, подлежащих образованию, и средняя численность избирателей на избирательный округ, до 1 сентября 2023 г. приняты во всех городских, районных и сельских Советах депутатов области.
11 сентября 2023 г. на заседании Гродненского областного исполнительного комитета принято решение о представлении Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь предложения по образованию 13 избирательных округов по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва на территории Гродненской области.
23 октября 2023 г. президиумом Гродненского областного Совета депутатов и Гродненского областного исполнительного комитета принято решение об образовании 60 округов по выборам областного Совета депутатов.
В г. Гродно и во всех районах Гродненской области состоялись аналогичные совместные заседания президиумов соответствующих местных Советов депутатов и исполнительных комитетов по образованию избирательных округов по выборам депутатов местных Советов депутатов базового уровня и заседания городских (городов районного подчинения), сельских исполнительных комитетов по образованию избирательных округов по выборам депутатов местных Советов депутатов первичного уровня.
В Гродненской области планируется избрать:
13 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
60 депутатов Гродненского областного Совета депутатов;
31 депутата Гродненского городского Совета депутатов;
472 депутата районных Советов депутатов;
1 005 депутатов городских (в городах районного подчинения), сельских Советов депутатов.
В установленные календарным планом сроки в Гродненской области образовано 185 территориальных и окружных избирательных комиссий (1 областная, 13 окружных, 1 городская (областного подчинения), 17 районных, 2 городских (районного подчинения), 151 сельская).
Все комиссии сформированы в полном соответствии с требованиями ч.2, 3, 4 ст.34 Избирательного кодекса. В их составе не менее одной трети членов являются представителями политических партий и общественных объединений.
Всего в состав комиссий вошло 1197 представителей политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов, граждан.
В составе комиссий 43 представителя политических партий (3,6 %), 640 — от общественных объединений (53,5 %). В том числе от Белорусской партии «Белая Русь» 31 человек, Коммунистической партии Беларуси — 12. общественного объединения «Белая Русь» — 77 «Белорусского союза женщин» — 113, «Белорусского республиканского союза молодежи» — 54, объединения ветеранов — 75, объединений профсоюзов, входящих в ФПБ — 289, Белорусского фонда мира — 17, иных общественных объединений — 15. В составе избирательных комиссий 130 государственных служащих (10,9 %), 38 граждан до 31 года (3,2 %), 993 женщины (83,0 %).
Образованы 602 участка для голосования.
Не позднее 25 января 2024 года будут образованы участковые избирательные комиссии. Из практики предыдущих избирательных кампаний в их состав войдет более 6500 человек.
С сентября 2022 года на базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь организованы обучающие курсы по теме «Теория и практика избирательного процесса в Республике Беларусь» для лиц, участвующих в подготовке и проведении выборов — организаторы выборов. Повышение квалификации и обучение на данных курсах прошли 232 слушателя, участвующих в подготовке к проведению единого дня голосования.
С 8 января 2024 года на базе государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования» организованы аналогичные курсы.
С 17 декабря 2023 года по 15 января 2024 года (включительно) политическими партиями, трудовыми коллективами, гражданами осуществлено выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей и местных Советов депутатов. После регистрации кандидатов в депутаты (крайний срок 30 января 2024 года) с 31 января по 24 февраля 2024 года (включительно) будет проходить агитационная кампания.
С 9 февраля 2024 года начинается дежурство в участковых избирательных комиссиях, где граждане могут уточнить информацию о включении их в списки избирателей.
С 20 февраля 2024 года участковые избирательные комиссии приступят к организации проведения досрочного голосования.