Рекомендации гигиениста

Очень важно чтобы во время занятий не только в школе, но и дома ребёнок мог без напряжения сохранять правильную позу: прямое положение корпуса, небольшой наклон головы, линия плеч параллельна краю стола, предплечья располагаются на столе. При этом поясница опирается на спинку сиденья, а ноги — на пол или подставку. Для этого необходимо подобрать мебель соответственно росту ребёнка. Убедиться в том, что вы не ошиблись, довольно просто. Поставьте ребёнка около стола. Высота стола должна быть выше локтя ребёнка на 2–3 см, а высота сиденья стула — на уровне коленного сустава. Если окажется, что стол высок, можно нарастить стул, положив на него жёсткую подушечку. Высота стула и стола по мере увеличения роста вашего ребёнка на 10–15 см должна изменяться. Не забудьте о подставке для ног. Правильная и удобная посадка может быть только в том случае, если стул на 4–5 см заходит за край стола. Если стул далеко отстоит от стола, то к нему приходится тянуться. Сидеть длительное время без опоры для спины, например, на табурете, тяжело, особенно младшим школьникам. В этом возрасте позвоночник из-за незавершённости процесса окостенения сохраняет большую гибкость и податливость. Продолжительное сохранение неправильной позы может повлечь за собой искривление позвоночника, ослабить зрение. Проведенные исследования  показали, что неправильная поза во время занятий, сохраняясь у 7–8-летних школьников в течение 2 часов, оставляет в позвоночнике временные изменения, не исчезающие даже через сутки.

Существенное значение имеет правильное и достаточное освещение.

Направление основного светового потока естественного освещения должно быть левостороннее.  Хочу обратить внимание на то, что немытые стёкла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах скапливается особенно много пыли, эта цифра достигает 50%. Тюлевые занавески «забирают» до 30% солнечного света. Освещённость комнаты снижается на 10–40%, если на подоконниках стоят высокие цветы. Осенью и зимой световой день короткий и дома, без настольной лампы, не обойтись. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура, ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Мощность электрической лампочки — не менее 75 Вт. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зелёного или жёлтого цвета. При этом обязательно и общее освещение. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещённой книги или тетради к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет — появляется чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т.е. создаются предпосылки для развития или прогрессирования близорукости.

Напряжение для глаз при чтении будет меньше, если книга будет удалена от глаз на 30 см. Ребёнка легко можно научить  контролировать себя: если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Особенно внимательно следует отнестись к этим советам, если у вашего ребёнка близорукость или предрасположенность к ней.

На работоспособность школьника влияют и другие факторы. В душной, излишне тёплой комнате, где включён радиоприёмник или другая звукоизлучающая техника, трудно сосредоточиться, утомление наступает раньше.

Желательно, чтобы время приготовления уроков было всегда одинаково. Необходим достаточный по времени перерыв, чтобы сбросить усталость, накопившуюся после занятий в школе, пообедать. Очень хорошо, если, перед тем как сесть за уроки, ребёнок погуляет на свежем воздухе. Отличным отдыхом может быть и дневной сон.

Существует мнение, что у ребёнка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость. Не в меру продолжительные занятия неблагоприятно отражаются не только на общем развитии, но и на здоровье детей. Те из них, кто слишком много времени тратят на уроки, меньше бывают на воздухе, недостаточно двигаются, чаще недосыпают. У них не остаётся времени на другие занятия и увлечения, они чаще жалуются на усталость, головные боли.

В каком порядке следует делать уроки: сначала устные, а потом письменные, начинать с лёгких или трудных? Единого для всех рецепта нет. У детей существует много индивидуальных различий в устойчивости внимания, быстроте «вхождения» в работу, определённых пристрастиях. Лучший вариант письменные задания  чередовать с устными.

Совершенно неправы те родители, которые выдвигают такое требование: «Не выходи из-за стола, пока не сделаешь все уроки!» После 25–30-минутных занятий для 7–8-летних школьников, а для детей постарше через 40–45 минут необходимо сделать 10–15-минутный перерыв для отдыха. Выполнение физических упражнений или, к примеру, танцевальных движений под музыку позволит быстрее восстановить работоспособность. Но необходимо помнить, что физкультурная пауза не должна чрезмерно возбуждать, чтобы потом не пришлось тратить время на вхождение в работу.

Подготовила по материалам периодической печати зав. ОГДП ОГ Чураковская Т.С.

от cge

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *