Ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют приобретению хронических заболеваний, преждевременному его старению. К таким вредным привычкам относятся курение, употребление алкоголя, наркотиков, интернет зависимость.

Курение в среде подростков вызывает тревогу по нескольким причинам:

Те, кто начинает ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь.

Курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак легких и других органов, гангрена ног).

Некоторые факторы, которые могут повлиять на употребление табака, — это низкая самооценка, отсутствие родительской поддержки, использование табачных изделий друзьями или семьей, низкий уровень академической успеваемости и воздействие рекламы табака.
По данным Всемирной организации здравоохранения, молодые курильщики имеют более низкую функцию легких, чем те, кто не курил, в дополнение повышенный риск развития рака легких.

В результате курения незаметно возникает привычка к табаку, к никотину( это касается и вейпов, которые также содержат никотин).  Никотин – является нейротропным ядом, действует на проведение и передачу нервного импульса, нарушает действия центральной и периферической нервных систем.

При курении у подростков  сильно страдает память, снижается скорость заучивания и объём памяти, замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила; под влиянием никотина ухудшается острота зрения.

Алкоголь и подростки

В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред.

Подростковый алкоголизм начинается с семейных застолий. Иногда  детям легкомысленно дают попробовать пиво или сладкое вино. Отмечается доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза. В подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим или другим подросткам в кругу своего общения.

Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он проводит в кругу своих пьющих товарищей, появляются нервные  и психические расстройства: грубость, агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость.

Наркотики – путь в никуда

Есть несколько аспектов, которые были выделены в исследованиях, которые приводят подростков к употреблению наркотиков:

-Пример родственников: злоупотребление каким-либо веществом или табаком в семье служит примером для подростков.

-СМИ. Новости, сериалы или фильмы, которые раскрывают проблему наркотиков поверхностным образом.

-Побег от несчастного чувства, эмоциональной нестабильности.

-Скука

-Бунт

-Мгновенное удовлетворение. Способ получить счастье и избежать проблем быстро и легко.

-Отсутствие уверенности.

Приобщение к наркотикам начинается, как правило, в подростковом возрасте (13 лет).

Особая опасность возникает тогда, когда наркотик, принятый из любопытства или от скуки, вызывает приятные ощущения. В результате у подростка возникает желание повторно испытать те же чувства. Употребление наркотиков в молодежных кругах часто становится чем-то вроде попытки считаться взрослым человеком.

Одним  из факторов подростковой наркомании  является  неумение справляться с жизненными трудностями.

Последствия злоупотребления наркотиками обнаруживаются спустя 1-2 месяца.

У подростков  утрачивается интерес к учебе, появляются прогулы, исчезновения из дома вещей. Происходят изменения и в поведении подростка: раздражительность, конфликтность, колебания настроения, отмечается снижение интеллекта, пропадает привязанность к близким людям.

Интернет зависимость

От 1,4% до 17,9% подростков в мире зависимы от Интернета.
Исследование показывает, что подростки с синдромами дефицита внимания и гиперактивности, враждебностью, депрессией и социальной фобией более восприимчивы к появлению интернет-зависимости.
Типичные признаки подростка с интернет-зависимостью включают снижение успеваемости, трудности с выполнением своих повседневных задач, изоляцию от друзей и семьи, потерю времени и эйфорию при использовании Интернета.

Интернет-зависимость как отдельную форму зависимости выделили в 1995 году. Ученые  установили, что тяга к интернету способствует активации в мозге  процессов, которые возникают при пристрастии к наркотическим средствам и алкоголю.

У детей интернет-зависимость формируется быстрее, чем у взрослых. Детская психика податливей, виртуальный мир быстро становится для ребенка более комфортным, чем реальность, в которой надо слушаться родителей, ходить в школу и подчиняться скучным правилам.

У детей и подростков наблюдаются четыре степени интернет-зависимости:

Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют.

Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от интернета и необходимость прерваться воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.

Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена, рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.

Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо обеспечить ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие.

Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена, неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.

Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально.

Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь. Компьютер старается не выключать вообще, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.

С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

Разработка эффективной стратегии борьбы с зависимостью у подростков является сложной задачей, поскольку они нарушили свои отношения с родителями, учителями..
Доверие к взрослым жизненно важно для решения проблемы зависимости. Если вы обнаружили аддиктивное поведение, лучше всего поговорить со специалистом, который может научить вас, как построить плодотворные и уважительные отношения с ребенком.
Вы должны стремиться создать безопасную среду, в которой подросток чувствует себя комфортно, открыто и честно говорит о проблемах и жизни.

Главное – научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром.

Врач по медицинской профилактике Т.В.Ильинова

от cge

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *