Скоро в школу
Что предпочтительнее: импортные канцелярские товары или отечественные? Каким должен быть карандаш? Шариковая ручка?
– При выборе канцелярских товаров следует руководствоваться тем, что в первую очередь они не должны вредить здоровью ребенка. Если товар имеет резкий запах, лучше отказаться от его покупки. Ручки и карандаши не должны быть слишком толстыми или тонкими, так как это неудобно для детской руки. Важно также учитывать вес ручки или карандаша.
Желательно совершать покупки в специализированных отделах магазинов, торговых центрах, а не с рук на рынке или в ларьке, где существует вероятность купить некачественный товар.
Для уроков по ИЗО школьникам необходимы краски, пластилин. На что обратить внимание при их выборе?
– Выбирая краски, пластилин, другие материалы для лепки, следует учесть некоторые нюансы. По возможности приобретайте товары от известных производителей и фирм. В составе не должно быть вредных и токсичных веществ, резкого неприятного запаха – всего того, что негативно отражается на здоровье. Если вы сомневаетесь в качестве продукта, смело требуйте у продавца сертификат соответствия.
: Какими должны быть тетради и дневники? С яркими обложками, которые так нравятся школьникам (особенно младших классов), или скромными, лаконичными?
– Главный критерий при выборе тетрадей – не яркость и красота (они часто отвлекают детей), а соответствие всем стандартам: бумага должна быть писчей или офсетной, цвета топленого молока, гладкой, достаточно плотной и без блеска, с хорошо видной, неразмытой, тонкой разлиновкой.
Дневник для школьника – спокойных расцветок, с небольшим количеством справочной информации внутри.
: Школьная форма. Какие ткани и фасоны предпочтительнее для учеников младших и старших классов? Что учесть, подбирая форму для занятий физкультурой?
– Основные критерии выбора школьной формы: она должна быть удобной, практичной, желательно натуральной и нравиться самому ребенку. Допустимый процент вложения синтетики в текстиль школьной формы для всех возрастных групп – не выше 30–35% в блузках/сорочках; 55% – в костюмах (пиджаках, брюках, жилетках). Проследите, чтобы крой одежды исключал сдавливание тела, чтобы она обеспечивала свободу движений и тепловой комфорт.
В зимний период наиболее подходящей тканью для школьной формы является шерсть (или полушерстяная ткань). Осенью и весной – хлопок или лен (они приятнее телу и имеют хорошие вентилирующие характеристики).
Для занятий физкультурой необходимо приобрести спортивный костюм и спортивную обувь. Предпочтительнее костюмы, в составе которых будет хлопок с синтетикой – сочетание, обеспечивающее коже возможность дышать и придающее одежде долговечности в носке. На жаркий период можно приобрести шорты и майки.
: Дети быстро растут. Как выбирать обувь? Позволительно ли приобретать обувь на несколько размеров больше? Третьеклассница на каблуках – норма?
– Лучше, чтобы обувь была выполнена из натуральных материалов (кожа, нубук, текстиль). Обратите внимание на внутреннюю часть, которая соприкасается с кожей. В закрытой детской обуви не допускается подкладка из искусственных материалов. Высота каблука для детей в возрасте от 7 до 12 лет должна быть не более 25 мм, от 12 до 16 лет – не более 35 мм. В носочной части предусматривается небольшой припуск, чтобы пальцы не упирались в мысок. Однако не стоит покупать обувь с большим запасом, «на вырост», т. к. нога ребенка будет в ней болтаться. Подошва должна быть гибкой, не очень тонкой, амортизировать удар пятки о пол при ходьбе. Проверьте, чтобы обувь не имела резкого запаха.
Для занятий спортом выбирайте текстильные кеды или кроссовки, которые «дышат». Подошва такой обуви должна быть нескользкой и хорошо гнуться.
При покупке вышеперечисленных товаров попросите у продавца показать документы, подтверждающие качество, чтобы убедиться, что приобретаемая вещь безопасна для здоровья вашего ребенка.
Приобретаемая обувь должна:
охранять стопу от неблагоприятных метеорологических воздействий и механических повреждений;
соответствовать анатомо-физиологическим особенностям стопы;
обеспечивать благоприятный микроклимат ногам;
способствовать правильной работе двигательного аппарата.
Поскольку ребенок действительно находится в школе по 8 часов, одежда у него чуть ли не рабочая, гигиенические требования к школьной одежде заложены более жесткие. Воздухопроницаемость, гидроскопичность — эти показатели определяют процентное содержание химических волокон. Поэтому в сорочках должно быть не более 35% синтетики, а в костюмных и плательных тканях — не большее 65%. Но если в костюме будет вложение и 67%, как это было в советской школьной форме, но она будет на натуральной подкладке, то это тоже будет оптимальный вариант.
Если поначалу было очень сложно выдерживать эти требования, то сейчас все производители подчиняются им и выполняют их. А на ту продукцию, которая не соответствует этим требованиям, нужно ставить маркировку «нарядная». Родители должны знать, что такую одежду каждый день носить нельзя. Тем более что специальной маркировки «одежда для школьника» у нас нет. Родители сами должны делать выбор.
— И еще один важный момент. Есть родители, которые стараются покупать одежду и обувь на два года. Этого делать нельзя: в такой одежде ребенок морально ущемлен, он все время себя чувствует дискомфортно, для него это такая психологическая травма! А обувь ребенку, когда он растет, нужно менять каждые полгода. Пускай она будет дешевле, даже не из натуральной кожи (в нее достаточно вложить натуральную стельку), но по размеру.
Врач-валеолог Т.В.Ильинова